Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Это волшебное слово «ресурс».

Это волшебное слово «ресурс».

Считаю  важным в своей работе создание у детей ресурсного состояния. Обычно эти задания выполняем в конце занятия. А некоторые техники использую при завершении работы, с целью интеграции полученного опыта в повседневную жизнь, поддержки в «свободном плавании».

Преимущественно это разнообразные арт-терапевтические техники. Их ценность в спонтанности, творческом самовыражении, закреплении полученного позитивного опыта.

Это могут быть тематические рисунки, раскраски-мандалы, плетёные мандалы, поделки из пластилина, природных материалов. В каждом отдельном случае выбираются те приёмы и техники, которые помогают  ребёнку создать именно его ресурсный образ, и с помощью тех материалов, которые для него предпочтительнее в работе. 

Но дело не только в этом. Важно само содержание образа, который для каждого будет свой, будет исходить их тех задач, которые решались в процессе занятия (занятий).

В предыдущих моих публикациях, по отзывам коллег, наибольший интерес вызывают примеры практической работы. Поэтому всё остальное объясняю на примерах.

 1.«Ладошка».

Это упражнение  используется  обычно на первой встрече, когда ребёнок бывает напряжён, ещё не до конца освоился в новой ситуации. Обводится  ладошка (это действие очень приятно само по себе) и  на каждом  пальчике пишется, что ребёнок умеет хорошо делать (если ребёнок умеет писать, пишет сам, если нет — я пишу те качества и способности, которые диктует мне ребёнок). Раскрашиваем каждый пальчик ладошки  в любимые цвета и забираем домой.

     

2.Использование метафорических ассоциативных карт.

 « Волшебные помощники».

Пример использование набора «Волшебные помощники» из серии  «Волшебный сундучок» Ирины Васильевой в работе со страхами у детей можно посмотреть в моей статье  Как я помогаю детям избавиться от страха. Эти же картинки можно использовать для закрепления ресурсного состояния. Например: «Что поможет мне сохранить хорошее настроение?» Выбранный образ можно слепить, нарисовать, сделать коллаж и забрать домой.


«Спектрокарты». Копытин А., Халкола Улла.

На фотографии пример выбора ресурсных карт девочкой 13-ти лет. Отдельно обсуждали значение и необходимость каждого образа.

3.«Мандала».

Раскрашивание уже готовой раскраски — мандалы или создание своего образа.

   

4.«Плетёная мандала».

Изготовление из ниток плетёной  мандалы. Выбираются ресурсные  цвета, проговаривается, что значит для ребёнка тот или иной цвет, создаётся плетёная композиция. Готовая мандала забирается домой.

  

5.Раскраски.

Мои любимые  раскраски: «День рождения», «Волшебное зелье».

Дети с удовольствием  раскрашивают торт, рисуют свечки, украшают, озвучивают свои желания.

С помощью «волшебного зелья» прорабатываем следующие вопросы:

1.Для чего оно нам нужно?

2.Из чего оно будет состоять? (обычно это черты характера, необходимые для достижения результата).

   
6.Создание персонажа-помощника.

 Его можно  делать из глины. Фигурка раскрашивается, забирается домой и помогает поддерживать желательное эмоциональное состояние.

 Можно делать из ниточек вот таких кукол. Важно, чтобы был достаточный выбор цветов для поделки.
  

  • Создание ресурсных коллажей.

 Необходимые образы находим в газетах и журналах, оформляем, забираем домой.

 

Вот краткий обзор техник, которые я использую в своей работе для создания  у детей ресурсного состояния. Если будут вопросы, с удовольствием на них отвечу.

Тех, кому интересна детская психология, организация и проведение работы с детьми, приглашаю на свою обучающую программу "Эмоциональные проблемы у детей"

Источник

Оставить комментарий