Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Нужен ли психологу маркетинг?

Нужен ли психологу маркетинг?

В последнее время в мой адрес часто обращаются психологи с запросом о разработке маркетинговой стратегии для своей частной практики.  Действительно маркетинг и психология не всегда идут рядом, а скорее наоборот.  Психологи негативно относятся к маркетологам, а последние первых вообще не понимают. Но как показывает практика без грамотного маркетинга частная практика не всегда эффективна. В этой статье я хочу отразить наиболее важные аспекты практического маркетинга в сфере помогающих профессий.

Первое, на что я бы хотел обратить внимание – это основная идея Вашей практики. В чем она заключается? И уже в рамках большой идеи можно продвигать различные психологические продукты для разных целевых аудиторий. Идея должна быть больше, чем Ваша специализация.

Так, например, в мой адрес обратилась женщина-психолог, работающая в сфере отношений. После анализа ситуации я рекомендовал ей основной упор сделать на идею снижения количества разводов в регионе, что по статистике было очень актуально. В рамках данной идеи мы сделали несколько психологических продуктов, направленных на разные целевые аудитории, опираясь на возраст и стаж брака. Так первый продукт был рассчитан на молодых людей, вступающих в брак, второй на этап рождения первого ребенка, третий на синдром «опустевшего гнезда» и т.д. В результате у нас получилась целая линейка продуктов для разных клиентов. И если что-то из линейки продуктов будет не востребовано, то остальные обязательно выстрелят.

Затем нужно определить, что представляет собой сам психологический продукт.  С моей точки зрения продукт – это, во-первых, то, что покупают клиенты. А во-вторых, то, что описано и имеет определенные параметры. Например, при описании продукта можно отразить его целевую аудиторию, что он ей даст, время реализации продукта, методику работы и стоимость консультации или курса. При подобном описании психологических услуг становится проще их продвигать, что в конечно счете делает практику успешнее. Кроме того, данные услуги становятся понятнее клиенту, и часто самому психологу. Даже одну консультацию или курс консультаций можно описать. Сначала это вызывает сопротивление у психологов и сильные затруднения, но в процессе кропотливой и вдумчивой работы барьеры снимаются, а продукты становятся более интересными и привлекательными для клиентов. Кроме того, так гораздо легче выстраивать коммуникацию с маркетологами для продвижения своих услуг.

При этом нужно учитывать, что сам психологический продукт состоит из репутации психолога его специализации, опыта, материальных составляющих консультации (кабинет, обстановка и т.п.). Мы привлекаем тех клиентов, которые считывают транслируемые нами сигналы. Так что подумайте о том, каких клиентов Вы привлекаете. Не стоит забывать о том, что в голове у клиента есть место только для одного психолога по запросу. Это называется позиционирование услуги.

Далее на что необходимо обратить внимание – это каналы продвижения услуг. В качестве каналов донесения психологического продукта могут быть интернет-порталы, социальные сети, конференции, выставки, круглые столы, публичные выступления в СМИ. Чем активнее Вы выступаете или пишите статьи, тем больше у Вас известность и сильнее репутация. Поэтому я рекомендую дружить с главными редакторами СМИ и журналистами, ведущими программ. Причем я не имею ввиду мероприятия психологического плана, а наоборот больше рекомендую выступать там, где нет других психологов. Каждый продукт, а точнее его ценность доносится до целевой аудитории по своему каналу. 

Не менее важно уметь анализировать спрос целевой аудитории, отслеживать социальные и культурные тенденции. В качестве потенциальных клиентов могут быть не только жители Вашего города, но и аудитория из других городов и даже континентов. Интернет дает свободу действий, а технологии позволяют проводить консультации по скайпу с жителями разных стран. У меня, например, география клиентов сейчас простирается от Владивостока до западного побережья США. Для этого важно уметь находить востребованные продукты и каналы их донесения до целевой аудитории. Интересные решения рождаются на стыке разных дисциплин, например, экономика и психология, психология и медицина, робототехника и психология, психология и искусство и т.п.

Если Вы заинтересовались маркетингом в психологии и Вам необходима помощь в разработке маркетинговой стратегии для своей практики, то приглашаю Вас принять участие в моем авторском курсе по проектированию стратегии «Сценарное перепрограммирование 2.0. Перезагрузка».

Желаю Вам успешной частной практики.

 

С уважением,

Денис Макархин

Психолог, преподаватель программ МВА по стратегическому маркетингу

Источник

Оставить комментарий