Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Способный.., но ленивый.

Способный.., но ленивый.

      Эта фраза — "Способный, но ленивый…" — произносится взрослыми, когда они говорят о ребенке, как-то обыденно легко, почти автоматически. Родители, бабушки и дедушки, учителя, иногда психологи… Похоже, мало кто из них всерьез задумывался о том, к каким последствиям для ребенка ведет это, казалось бы безобидное утверждение.                                                                                                         Прежде всего заметим, что так говорят не о каждом ребенке. Для того, что бы удостоиться этого звания, ребенок должен был раньше обнаружить в себе способности или достижени я в каком-либо виде деятельности. И то, и другое вызывало у взрослых удовлетворение и, возможно, гордость. Ребенку разными способами (иногда совершенно не осознанно) показывали, что его достижения очень значимы для родителей. Обычно, период таких достижений — дошкольный  и младший школьный возраст. Если речь идет о дошкольном возрасте, то достижения, в которых проявлялись способности, касались игровой или творческой деятельности, или отдельных (!) учебных навыков, например, чтения, усвоенных в игровой деятельности. Это важное обстоятельство. Если речь идет о ребенке, чей период достижений пришелся на начальные классы, то чаще всего мы имеем дело с последствиями переизбыточной  (!) готовности к школе. И в этом весь подвох! В то время, когда одноклассники вынуждеожно не напрягаться.но испытывают напряжение, осваивая те или иные учебные действия и навыки, и, по сути, развиваются, наш герой, легко воспроизводя ранее усвоенное, получает похвалы за достижения, которые не требуют от него ни напряжения умственных сил, ни концентрации внимания. В его представлении о себе, подкрепляемом взрослыми. он — способный. Проблема в том, что такой ребенок эксплуатирует ресурсы, сформированные в недрах игровой, а не учебной деятельности. Его одноклассники, постепенно "осваивающие" структуру учебной деятельности ( научаются учиться), начинают догонять "способного", и тот вдруг обнаруживает, что теперь и другие дети "способны" не меньше его. Обнаружение этого факта вызывает негативные эмоции. важно и то, что постепенно учебный материал усложнятся на столько, что прежних ресурсов для подтверждения своих способностей уже не достаточно и нужно как-то "напрягаться", т.е. требуется концентрация усилий. И даже если такой ребенок начинает прикладывать усилия, прежних ресурсов все равно недостаточно. Это усиливает негативные переживания: жизнь перестала подтверждать его претензию на особые способности. Взрослые замечают, что ребенок начинает скучать на уроках, становится пассивным, отнекивается, когда его спрашивают. Тут-то впервый раз и звучит спасительное для всех: "Ты что ленишся?" Вот оно! Вот! Я ленюсь! Я просто ленюсь… Но при этом я по-прежнему способный, а, значит, можно не напрягаться. Беспокойство взрослых растет, родителивстречаются с учителями для того, что бы понять, что происходит. Всем немного неловко — в глубине души каждый понимает, что делает что-то не так… Не важно, кто первый из взрослых  произнесет : "Он способный.., но ленивый", — важно, что она устроит всех, став для каждого оправданием своей некомпетентности. 

          А как вам такое:

— Ты самая красивая

— Ты самый умный

— Все будет хорошо

          Я пришел к выводу, что за спиной лени стоит тревога, связанная с изменениями "Я-концепции" и "Ты-концепции". Иными словами, лень — это способ сохранить представление о себе (и о ребенке) неизменным. Когда мы говорим: "Ты способный…", мы поддерживаем и подкрепляем у ребенка переставшее соответствовать действительности представление о себе. Второй частью этой фазы — "… но ленивый., — мы даем ему санкцию ничего не делать, не только оправдывая его пассивность, но и поощряя ее. Обратите внимание на то, что утверждение "Ты способный, но ленивый" не имеет никакого мотивирующего потенциала. Она скорее демотивирует.

        Страх обнаружить свою несостоятельность в своих собственных глазах и глазах других людей можно встретить у людей любого возраста. Те, о ком в детстве говорили : "Способный, но ленивый", вырастают и как-то адаптируются в жизни, но это почти всегда жизнь с чувством неудовлетворенности, которое нужно "оправдывать". Оправдания обычно находятся во-вне: "родители не любили…", "школа виновата…", "страна не та…", "жена достала…", "дураки и дороги". не трудно заметить, что делигирование ответственности за свою несостоятельность внешним обстоятельствам у тех, кто в детстве был "ленивым" — это прямое следование стратегии, заключенной в фразе "Способный, но ленивый…" 

 

     

Источник

Оставить комментарий